Учимся читать и рисовать мандалы

Содержание
  1. Создание песочной мандалы
  2. Методика карточный тест мандалы и её изводы
  3. Большой круг Мандалы и Архетипические стадии Большого круга мандалы Джоан Келлогг

Создание песочной мандалы

Учимся читать и рисовать мандалыМатериалом для создания мандалы может служить не только речной песок, но и измельченные камни, бирюза, яшма, малахит, жемчуг, кораллы. В наше время тибетские монахи чаще всего используют измельченный мрамор. Мраморную крошку просеивают, окрашивают в яркие цвета и сортируют по цвету и размеру частичек. Крупнозернистый песок используется для заполнения фона, мелкий — для прорисовки деталей и узоров.

Непосредственное формирование узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную, ребристую поверхность, засыпают песок нужного цвета. Потирая поверхность конуса (чакпу) рогом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок струйкой высыпается через небольшое отверстие. Техника нанесения песка с помощью чакпу не встречается больше нигде в мире.

Композиция и цветовой колорит песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в текстах, которые монахи выучивают наизусть. Каждый тибетский монастырь имеет свой стиль и структуру. В основном, отличается центр мандалы, где изображены божества, боковые части остаются неизменными.

Перед тем как приступить к сооружению песочной мандалы, монахи очищают пространство, готовят платформу, инструменты и песок. Ритуалы, предваряющие строительство мандалы, начинаются с обращения за прибежищем к Трем драгоценностям буддизма: Будде, дхарме (его учению) и сангхе (общине практикующих). Затем воздаются почести просветленным существам и учителям, донесшим чрез века учение Будды.

В специальном руководстве (садхане) подробно описывается центральное божество мандалы, в образе которого монахи мысленно представляют самих себя. Монахи приглашают в зал, где будет построена мандала, просветленных божеств и преподносят им всевозможные дары. В монастырях ритуал очищения пространства перед возведением мандалы длится около двух часов. Монахи очищают место с помощью горчичных семян или пепла, мантры и медитации. Платформа для мандалы благословляется. Песок специально подготавливается и расставляется в емкостях на столе.

Разметку платформы производят с помощью чистой белой нити, которая, согласно описаниям, должна быть сплетена юными девушками и куплена не торгуясь. Нить погружают в белый песок мелкого помола, натягивают над поверхностью мандалы и отпускают. На платформе остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Весь декор мандалы создается из песка без предварительной прорисовки. Песок наносят от центра к периферии. Над созданием мандалы работают четыре монаха, действия их согласованны и равномерны. Построение большой песочной мандалы занимает около десяти дней. Все это время зал, где работают монахи, является чистой обителью просветленных существ.

Мандалу нельзя оставлять в музее как экспонат. Она служит основой для медитации. Разрушение мандалы подчеркивает идею о непостоянстве всего сущего. Ритуал разрушения — это возможность задуматься о бренности бытия. Монахи призывают светлых божеств, пребывавших в песочной мандале, вернуться в свои небесные обители.

Монах надрезает мандалу в местах входов по диагональным линиям с помощью ваджры. В буддийской мифологии ваджра (санскр. «алмаз», «молния») — символ прочности и неуничтожимости и занимает центральное место в символике ваджраяны, где ваджру изображают как особым образом оформленный скипетр. После надрезания мандалы монахи сметают песок к центру и помещают его в большую чашу. Считается, что в результате ритуала песок приобретает очистительную силу.

Процессия монахов с трубами и цимбалами направляется к реке или океану, чтобы поднести песок в дар духам воды и распространить благо по всему миру. Монахи высыпают в воду песок из большой чаши, оставляя немного гостям, принимавшим участие в ритуале. Этот песок можно затем хранить дома на алтаре или высыпать в землю, чтобы урожай был обильным. Песком также посыпают макушку умирающего, чтобы помочь ему переродиться в высших мирах.

Методика карточный тест мандалы и её изводы

Сразу предупреждаю, мы не будем заниматься методикой «Карточный тест мандалы», потому что у вас нет стимульного материала и для работы нужен тандем: Психотерапевт-клиент. Как с Роршахом.

Но мы будем с вами заниматься арт-терапией – на основе — методики «Карточный тест мандалы».

И методику, и её изводы придумала в 70-х гг. американский психотерапевт по имени Джоан Келлогг.

С тех пор её методика, её сертифицированный стимульный материал (сразу же признанные страшно валидными и «официальными») и переосмысленные многочисленные формы работы с методикой — гуляют по всему миру. Только не в России. А жаль. Но мы исправляем ситуацию.

Итак. В чём же состоит суть теории Джоан Келлогг. По какой системе мы с вами будем работать?

Большой круг Мандалы и Архетипические стадии Большого круга мандалы Джоан Келлогг

Джоан Келлогг вынесла на защиту следующие положения.

  • все создаваемые людьми мандалы соответствуют 13 базовым типам, их можно назвать — архетипическими стадиями Большого Круга Мандалы.
  • Все вместе эти 13 базовых типов и образуют Большой Круг Мандалы — как «годичный цикл – зима-весна-лето-осень» или «зодиакальный круг»,
  • Большой Круг Мандалы – это абстракция, «сумма», а каждый из нас пребывает конкретно здесь и сейчас — в одном из тринадцати состояний, проходя по состояниям (или застревая в них),
  • В отличие от Луны или Солнца, которые побывав «в Раке», переходят в созвездие Льва, человек может двигаться по Большому кругу Мандалы не по порядку следования 13 состояний ибо никакого такого «порядка» в линейном смысле здесь нет.

Прохождение по Большому Кругу Мндалы – это путь к Самости, путь к самоактуализации. Хотя возможен и регресс, застревание, стереотипное повторение одного и того же. Всё это покажет ваша мандала, точнее – серия ваших мандал.

Примерно так Таро-терапия предлагает духовное Путешествие по Старшим Арканам. От Нулевой карты Шут, до последней карты – Мир, Вселенная.

И всё это вместе является практикой инициации, поданной в кабинете психотерапевта и на современный манер.

Самый распространённый символ инициации – это блуждание по лабиринту. Как известно, из лабиринта можно выйти победителем, а можно и не выйти… Так и с инициацией, с поиском Самости.

Тем не менее, мандалы и арт-терапия, основанная на их рисовании и интерпретации – служит нитью Ариадны, которая даёт надежду блуждающей в лабиринте фигурке — выжить и покинуть лабиринт героем.

С точки зрения строгой психотерапии…

С точки зрения строгой психотерапии, арт-терапевтическая работа с мандалами доказала на практике свою пользу вот как:

  • Так как рисование мандалы требует значительной концентрации, эта практика сама по себе даёт клиенту возможность — успокоиться, особенно после дня, наполненного очень сильными переживаниями. Так что вы можете использовать мандалу сами для себя как способ снять стресс и возбуждение, особенно когда это традиционно мешает вам уснуть,
  • мандала показала себя отличным средством проверки субъективных впечатлений психотерапевта о клиенте,
  • также мандала зарекомендовала себя как очень прочная основа для построения психотерапевтического процесса и – прогнозирования дальнейших изменений в состоянии.

Последний инструктаж перед началом работы

Проективная методика Джоан Келлогг разработана на основе юнгианской практики рисования мандал. Так что, пожалуйста, отнеситесь к работе — серьёзно с хорошим настроем.

Как вы уже знаете, рисунок мандалы (и другие творения в жанре арт-терапия) не столько «говорят психотерапевту о пациенте». Не за валидную диагностику мы их любим, нет. Создание мандалы (и других рисунков, скульптур, композиций) запускает процесс психических изменений. И это —главное. То есть, создав мандалу, вы уже изменились, стали здоровее. Или же — сделали первый шаг к началу трудного и долгого изменения.

Поэтому — возьмите лист. Обведите тарелку любым карандашом из палитры, можно простым. Найдите у своего рисунка внутри круга — центр. (Он может находиться в любом месте, мы не зависим здесь от геометрии). Начинайте рисовать свою мандалу, используя любые цвета. Вы можете выходить за круг.

В конце сессии – обозначьте, где у вашего рисунка верх, поставьте дату и, при желании, повесьте рисунок на стену.

В следующем материале я расскажу о 13 архетипах мандал и вы получите возможность расшифровать свой первый рисунок.

До встречи!

www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических
карт.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит